Прелоадер
Статьи

Выбор и размещение телевизора

Описание

Современный дом невозможно представить без телевизора, поскольку на сегодняшний день это один из самых доступных информационных источников. До последнего времени считалось, что электроника в доме — вещь сугубо функциональная. Ей простительно не подходить по стилю и дизайну к интерьеру, нарушать дизайнерскую концепцию, быть камнем преткновения между красивым и необходимым. Но несколько лет назад ситуация стала меняться. Современная электроника — это арт-объекты, способные быть украшением интерьера любых стилей и направлений.

Современный дизайн телевизоров, например, от «Bang & Olufsen» (слева и по центру) и «Loewe» (справа), гармонично вписывается в любой интерьер.

I. Выбор телевизора

Кроме визуальной эстетики, современные телевизоры, конечно, обладают рядом важных параметров, на которые следует обращать внимание в первую очередь. Давайте рассмотрим основные из них.

Разрешение и размер (диагональ) телевизора

Параметр, который определяет восприятие резкости картинки – называется разрешением. Чтобы лучше понять, как мы воспринимаем разрешение, предлагаем разобраться, как наши глаза воспринимают «оптотип».

Анатомия визуального восприятия оптотипов

   Как известно, средняя острота зрения человеческого глаза составляет одну угловую минуту — 1⁄21 600 окружности или 0,016°( один градус составляет 60 угловых минут). А идеальная острота зрения — 0,4 угловых минуты (0,0064°). Таким образом, диапазон остроты зрения, находится между 1 и 0,4 угловых минуты.

Соотношение средней и максимальной остроты зрения человека на одном и том же расстоянии относительно просматриваемых объектов

Для определения остроты зрения используют «оптотипы» — символы таблиц, содержащие несколько рядов специально подобранных знаков. В качестве оптотипов используются буквы, цифры, крючки, полосы, рисунки и т.п. В 1862 г. голландский офтальмолог Г. Снеллен предложил вычерчивать оптотип так, чтобы весь знак был виден под углом зрения 5 минут, а его детали (толщина линий, промежуток между символами) под углом 1 минута.

Таблицы оптотипов Головина-Сивцева (слева), Ландольта (по центру) и Снеллена (справа):

Таблицы оптотипов, используемые сейчас, рассчитаны так, чтобы человек с расстояния 6 м и остротой зрения 1 угловую минуту, видел символ шириной 5 угловых минут.

Например, в таблице Снеллена буква «Е» имеет пять линий: три черных и две белых. Обозначая их равной толщиной, человек с остротой зрения 1 угловая минута будет видеть каждую из пяти линий толщиной в одну угловую минуту. То есть человек будет видеть с одинаковой четкостью объект (букву «Е») и его границы с фоном.

Условия хорошей читаемости символа, находящего на расстоянии 6 м и шириной 5 минут при средней остроте зрения. При изменении одного параметра, изменяется и остальные

Поэтому при выборе телевизора важным параметром является его разрешение (четкость объектов и их границ). Разрешение картинки измеряется в соотношении количества пикселей или точек на один дюйм:

  • ppi [pixels per inch] — кол-во пикселей на дюйм; или
  • dpi [dots per inch]- кол-во точек на дюйм.

Оптотипами тут являются группы пикселей, рекомендуемое количество которых по длине и ширине, а так же их размер, будет изменяться в зависимости от расстояния, на котором будет располагаться зритель.

Зависимость размеров пикселей от расстояния до зрителя (d):

Пример сравнения качества разрешения одного и того же фрагмента при 72 dpi (ppi) и 300 dpi (ppi):

Приведем пример. Если предположить, что среднее расстояние просмотра телевизора составляет 1830 мм, то для идеального зрения плотность картинки должна составлять 120 ppi, а для стандартного зрения — 50 ppi. Именно поэтому большинство ЖК и LED панелей имеют плотность пикселей от 50 до 90 ppi.

Поэтому производители вкладывают большие деньги в разработку экранов с высоким разрешением для соответствия физиологии восприятия. Наиболее распространенные разрешения телевизоров:

  •  1366 х 768 пикселей (SD);
  •  1920 х 1080 пикселей (Full HD);
  •  4096 х 2160 (4К).

Основными стандартами разрешения цифрового кино считаются 2К и 4К. Эти обозначения отражают, горизонтальное разрешение кадра. Цифра в обозначении стандарта цифрового кинематографа указывает округлённое количество пикселей по длинной стороне кадра в тысячах. То есть, разрешение в 2К примерно соответствует 2000 пикселей, а в 4К в два раза больше — 4000.

Например, для киноэкранов шириной от 9,15 м до 2,14 м минимальное рекомендуемое  расстояние для просмотра составляет около 12,2 м. Если речь идет о транслировании 2К, то разрешение должно быть от 2,4 ppi до 5,7 ppi. Если о 4К – то от 5 ppi до 11,4 ppi. Очевидно, что многие люди, сидящие в первом ряду, по достоинству оценят такое высокое разрешение. Именно поэтому индустрия движется к 8К и UHDTV. В IMAX в будущем предполагается применять разрешение между 10К и 12К. При этом наилучшей рекомендуемой пропорцией, которую воспринимают глаза, является соотношение около 1.87:1 (почти Cinema Scope).

Соотношение количества пикселей при разных разрешениях

Яркость экрана

Яркость телевизора тоже не маловажный параметр. Современные телевизоры имеют заявленную яркость экрана в 400-500 кд/м² (иногда даже выше). Это позволяет смотреть информационный контент практически при любой яркости естественного или искусственного освещения. Однако не рекомендуется смотреть телевизоры такой яркости в полутемном помещении или вообще без какого-либо освещения в связи с большой утомляемостью глаз. В СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 обусловлено, что яркость предметов, попадающих в поле зрения человека не должна быть больше 200 кд/м². Действительно оправданна высокая яркость, пожалуй, только для просмотра 3D контента с помощью затворных очков, которые поглощают много света, за счет чего картинка выглядит менее яркой.

Современные LCD- и LED-телевизоры оснащают функцией «локального диммирования», автоматически подстраивающую яркость экрана в зависимости от уровня внешней освещенности, обеспечивая тем самым относительно низкий уровень энергопотребления и достаточную яркость подсветки.

Контрастность

Контрастность обозначается как соотношения белого цвета к чёрному. Например, обозначение 3.000:1 означает, что телевизор может отображать белый цвет в 3 тысячи раз ярче, чем черный. Контрастность разделяют на два типа: динамическая (в движении – более низкий уровень контрастности) и статическая или естественная (на отдельном статичном кадре).

Производители обычно отображают в спецификациях «идеальную контрастность», которую в реальных условиях добиться сложно — телевизоры выпускаются с заводскими настройками контрастности, которые следует настраивать уже на месте установки.  При этом очевидно, что следует стремиться именно к эталонной естественной контрастности.

На контрастность картинки влияет тип подсветки экрана. Например, светодиодные экраны имеют более высокую контрастность, по сравнению с ЖК-экранами: у ЖК-экранов чёрный цвет воспринимается «белёсым», тогда как у LED-экранов чёрный ближе к «натуральному чёрному». Кроме того, при наличии у LCD- и LED-экранов функции «локального диммирования» (затемнения) можно добиться еще более контрастного изображения с более точной цветопередачей. Однако плазменная панель имеет еще более высокую контрастность, по сравнению с LED-экранами, отображая практически «натуральный чёрный» цвет.

Сравнение контрастности у плазменной панели (слева), LED-экрана (по центру) и ЖК-экрана (справа)

 Угол обзора 

В современных моделях это 176-178°.

II. Размещение телевизора

Определение месторасположения телевизора

При размещении телевизора учитывают анатомические факторы восприятия визуальной информации человеком. Исходя из положения зрителя относительно экрана, рассчитывают, как близко может быть расположен экран и какого он должен быть размера, на какой высоте должен быть размещён.

При размещении телевизора следует учитывать физиологию визуального восприятия человеком – это поле зрения и углы обзора. Джулиус Панеро в своем справочнике «Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер» определяет, что поле зрения– это часть пространства в градусах, которую можно видеть при абсолютной неподвижности головы и глаз. Бинокулярное зрение (зрение обоими глазами вместе) создает центральное поле зрения, улучшающая резкость для каждого глаза по отдельности (монокулярного зрения). Это центральное зрение называют «бинокулярным» и составляет около 60° в каждом направлении. В этой зоне человек четко видит объекты, различает цвета, распознает текст (10-20°) и символы (5-30°). За пределами этой зоны четкость объектов, распознавание цветов, текст и символы исчезают.

Поле зрения в горизонтальной плоскости («Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер», Джулиус Панеро):

Стандартная линия зрения считается горизонтальной, имеющей нулевой уклон. Но естественная линия зрения чуть ниже горизонтальной, варьируется для каждого человека и его положения стоя или сидя. Если человек сидит, то нормальная линия зрения примерно на 15° ниже горизонтальной. В очень расслабленной позе линия зрения может смещаться еще сильнее от горизонтали – на 38°. Амплитуда оптимальной зоны зрения для демонстрируемых материалов составляет около 30° ниже стандартной линии.

Поле зрения в вертикальной плоскости («Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер», Джулиус Панеро):

С учетом этих углов обзора при повороте глаз (без поворота головы) рассчитывается оптимальное местоположение и размер телевизора.

Кроме анатомических особенностей визуального восприятия при выборе места для телевизора, следует учитывать окружающие факторы, способные неблагоприятно сказаться на качестве изображения на экране, долговечности и здоровье пользователей.

  • Так, не рекомендуется располагать ЖК-, светодиодные и плазменные телевизоры напротив окон, а также учитывать рефлексию света от люстр, бра и т.п. в горизонтальной плоскости. Для предотвращения вертикальных рефлексий и для анатомически комфортного просмотра, глаза смотрящего должны быть на уровне 1/3 части от верхнего уровня экрана. ПРИ НЕСОБЛЮДЕНИИ: возникающие блики и отражения отрицательно сказываются на восприятии изображения, вплоть до эффекта полного замещения изображения отражением.
  • Кроме того, не рекомендуется располагать ЖК-, светодиодные и плазменные телевизоры в тесных интерьерных и мебельных нишах, т.к. это нарушает процесс естественной вентиляции. К слову, современные плазменные панели могут потреблять до 8 Ампер, т.е. 1,8 кВт, а это мощность утюга! ПРИ НЕСОБЛЮДЕНИИ: возможен перегрев оборудования, что ведет к очень эффектному выходу из строя.
  • Использование правильно подобранных кронштейнов позволит без излишних сложностей соблюсти все правила и рекомендации по размещению телевизора, а так же избежать пагубных ошибок.

Поскольку телевизор, как основной источник информации, стал неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, к его выбору и определению его расположения следует подходить ответственно, уделяя внимание пожеланиям пользователей и их возможностям, с обеспечением максимального сохранения здоровья и ощущения комфорта на протяжении всего времени эксплуатации.

Другие Статьи

Статьи

Самые тонкие акустические системы

Читать
Статьи

Акустические ткани. Ликбез

Читать
Статьи

ТОП-14 КРЕСЕЛ ДЛЯ КИНОЗАЛА

Читать

Вы пользуетесь устаревшей версией браузера. Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайтах могут работать не все функции.